Прошли годы. 12 февраля этому тексту исполнилось 40 лет. По-моему, никто из полит.обозревателей об этом не написал.
Отношение к "Жить не по лжи" изменялось подобно маятнику. От запрещения к полному приятию, и обратно, к ненависти и осмеянию. Завидная судьба для произведения! И через 40 лет не утихают круги, вызванные этим кирпичом, брошенным в болото периода застоя. "Неполживый" - это теперь из первых ругательств: это тот, кто недоволен всеми действиями правительства, грантосос, шакалящий у посольств, слуга госдепа, единочаятель голубых...
Я перечитал на днях это небольшое эссе, и считаю, что сегодня оно актуально, как никогда! Можно как угодно относиться к Солженицыну (например как к Сим Симычу Карнавалову, который таки да, въехал на белом коне в Россию - правда, с востока на запад), но он оставил след не только в русской литературе, но и в мировой истории.
Давайте посмотрим на этот небольшой текст (2,5 страницы) с сиюминутной точки зрения.
Когда-то мы не смели и шёпотом шелестеть. Теперь вот пишем и
читаем Самиздат, а уж друг другу-то, сойдясь в курилках НИИ, от души
нажалуемся: чего только они не накуролесят, куда только не тянут нас!
Самая, что ни на есть, блогосфера.
И ненужное космическое хвастовство при разорении и бедности дома; и
укрепление дальних диких режимов; и разжигание гражданских войн; и
безрассудно вырастили Мао Цзе-дуна (на наши средства) — и нас же на
него погонят, и придётся идти, куда денешься? и судят, кого хотят, и
здоровых загоняют в умалишённые — всё «они», а мы — бессильны.
Ненужное зачеркнуть, недостающее вписать: космос заменим на олимпиаду, дикие режимы и Мао - на Украину...
...
— А чем же мы помешаем? У нас нет сил.
...
Как же заставить их послушать нас? Переубедить их — невозможно.
Естественно было бы их переизбрать! — но перевыборов не бывает в нашей стране.
На Западе люди знают забастовки, демонстрации протеста, — но
мы слишком забиты, нам это страшно: как это вдруг — отказаться от ра-
боты, как это вдруг — выйти на улицу?
Голос "неполживых" блоггеров не слышите ли?
Все же другие роковые пути, за последний век отпробованные в
горькой русской истории, — тем более не для нас, и вправду — не надо!
Теперь, когда все топоры своего дорубились, когда всё посеянное взошло,
— видно нам, как заблудились, как зачадились те молодые, самонадеян-
ные, кто думали террором, кровавым восстанием и гражданской войной
сделать страну справедливой и счастливой. Нет, спасибо, отцы просве-
щения! Теперь-то знаем мы, что гнусность методов распложается в
гнусности результатов. Наши руки — да будут чистыми!
А вот это уже другие блоггеры, с противоположного конца спектра. И события на Украине заставляют об этом предметно задуматься.
Так круг — замкнулся? И выхода — действительно нет? И остаётся
нам только бездейственно ждать: вдруг случится что-нибудь с а м о?
Но никогда оно от нас не отлипнет с а м о, если все мы все дни
будем его признавать, прославлять и упрочнять, если не оттолкнёмся
хотя б от самой его чувствительной точки.
От — лжи.
А вот тут не соглашусь с классиком. Всё всегда и случается - с а м о. Прогнозисты всегда ошибаются, как бы ни был обоснован их прогноз, потому что будущее нельзя предсказать, но можно построить.
Дальше идет довольно большой кусок о личном неучастии во лжи, который стал уже общим местом в демократическом дискурсе. В конце его автор предлагает простые правила:
— впредь не напишет, не подпишет, не напечатает никаким спо-
собом ни единой фразы, искривляющей, по его мнению, правду;
— такой фразы ни в частной беседе, ни многолюдно не выскажет
ни от себя, ни по шпаргалке, ни в роли агитатора, учителя, воспитателя,
ни по театральной роли;
— живописно, скульптурно, фотографически, технически, музы-
кально не изобразит, не сопроводит, не протранслирует ни одной ложной
мысли, ни одного искажения истины, которое различает;
— не приведёт ни устно, ни письменно ни одной «руководящей»
цитаты из угождения, для страховки, для успеха своей работы, если цити-
руемой мысли не разделяет полностью или она не относится точно сюда;
— не даст принудить себя идти на демонстрацию или митинг, ес-
ли это против его желания и воли; не возьмёт в руки, не подымет транспа-
ранта, лозунга, которого не разделяет полностью;
— не поднимет голосующей руки за предложение, которому не со-
чувствует искренне; не проголосует ни явно, ни тайно за лицо, которое
считает недостойным или сомнительным;
— не даст загнать себя на собрание, где ожидается принудитель-
ное, искажённое обсуждение вопроса;
— тотчас покинет заседание, собрание, лекцию, спектакль, кино-
сеанс, как только услышит от оратора ложь, идеологический вздор или
беззастенчивую пропаганду;
— не подпишется и не купит в рознице такую газету или журнал,
где информация искажается, первосущные факты скрываются.
Как по мне, так почти все правильно, разве нет? Многое, конечно, уже выглядит архаичным, про газеты особенно, а бОльшая часть - так очень даже.
...
Даже этот путь — самый умеренный изо всех путей сопротивле-
ния — для засидевшихся нас будет нелёгок. Но насколько же легче
самосожжения или даже голодовки: пламя не охватит твоего туловища,
глаза не лопнут от жара, и чёрный-то хлеб с чистой водою всегда най-
дётся для твоей семьи.
Преданный нами, обманутый нами великий народ Европы —
чехословацкий — неужели не показал нам, как даже против танков
выстаивает незащищенная грудь, если в ней достойное сердце?
Всё повторяется, не правда ли? Стоит сегодня посмотреть в телевизор. Не забываем, что это писано в 1974 году.
Итак: не первыми вступить на этот путь, а — присоединиться! Тем
легче и тем короче окажется всем нам этот путь, чем дружнее, чем гуще
мы на него вступим! Будут нас тысячи — и не управятся ни с кем ничего
поделать. Станут нас десятки тысяч — и мы не узнаем нашей страны!
Если ж мы струсим, то довольно жаловаться, что кто-то нам не
даёт дышать — это мы сами себе не даём! Пригнёмся ещё, подождём, а
наши братья биологи помогут приблизить чтение наших мыслей и
переделку наших генов.
Концовки как таковой в тексте нет. Я тоже не буду писать никакую мораль - и так всё понятно. Любые стороны найдут себе аргументы.
Читайте классиков. "Просто всё уже было!"
полный текст: http://www.solzhenitsyn.ru/proizvedeniya/publizistika/stati_i_rechi/v_sovetskom_soyuze/jzit_ne_po_ljzi.pdf