lubech (lubech) wrote,
lubech

По горам Южной Сибири. День 2-3. От Маймы до горы Мухор-Черга

7 июня. Ночевали в небольшой деревне Рыбалка. Как и во многих других транспортно доступных местах Алтая, в этой деревне интенсивно скупается земля под дачи и создание инфраструктуры для туристов, даже около кладбища. На выезде мы видели большое строительство отелей с искусственным озером и с какими-то другими развлечениями. Примерно за час доехали до поселка Черга, известного своим парком бизонов и фабрикой сыров. К бизонам мы, естественно, не поехали, а сыр купили, но какой-то недозрелый. Говорят, весь хороший сыр вывозят в большие города (я видел даже в Питере сыры «Алтайский», «Советский» и прочую продукцию фабрики).

От Черги повернули в сторону маленькой деревни Мухор-Черга. 40 км по грунтовке ехали часа два. Заезжали там к бригадиру хозяйства, которого надо было поставить в известность, что мы собираемся стоять на их землях (сейчас все непросто). Он был заранее предупрежден, и все прошло гладко и быстро.

Мы проехали еще несколько км уже по полевой дороге среди заболоченных лугов, и наконец машина увязла в небольшой болотине. Тяжелая «шишига» легко продавливает дерн и увязает в подтаявшей мерзлоте. Через полчаса, однако, выкопались и продолжили ехать вверх, поднимаясь на отрог Чергинского хребта. Около 16 часов окончательно остановились на стоянку в месте, из которого была видна главная вершина – Мухор-Черга.

Гора небольшая, высотой чуть более 2000 м, и окружающие ее ландшафты имеют среднюю увлажненность. На месте стоянки (высота 1350 м) массово цветет желтая примула, доцветает медуница, и недавно началось цветение огоньков (троллиус азиатикус). То есть, фенологический сезон соответствует скорее концу мая.

На этом наша дневная программа не кончилась. К 18.30 мы собрались и пошли покорять указанную вершину, имея целью пособирать в горной тундре жуков ночью на снежниках, и потом утром и днем спокойно обловить все интересующие нас биотопы. Неторопливый подъем с остановками на ловлю занял около 3 часов, и к 21.30 мы уже разбивали лагерь на высоте 1850 м. Пошла наиболее мобильная часть нашей команды, 6 человек, прочие остались в лагере с машиной. Шли практически без тропы, через спирейник, старую (20-30 лет) гарь, и затем вышли в кедровое редколесье. Примерно на 1700-1750 м лес практически кончился и началась пологая заболоченная часть хребта. Цветут горечавки, алтайские фиалки, доцветает кандык (внизу он цветет в начале мая). Видели след вроде бы росомахи и кабарги (сомневаюсь, что у кого-нибудь еще в этих краях такие маленькие копытца).

Из жуков под снежниками на курумах ловится Небрия одного вида (Рома считает, что это новый для науки подвид), забавный жучок Птеролома из семейства, близкого к мертвоедам (он с виду немножко похож на банджо, а Небрия – на скрипку). Эти двое массово – сейчас им самое время, и некоторые другие виды – случайно. Ночью народ пошел на снежник и наловил еще небрий. Ученые не обманывают – действительно эти жуки при минусовой температуре ходят по снегу. В лагере в это время палатки затягивало инеем, а к утру ручей покрылся довольно толстой корочкой льда.

8 июня. Часов в 5 утра проснулись от сильного ветра. Это позволило мне вылезти наружу и сделать несколько редких для меня кадров рассвета. Окончательно пошли работать в начале 10-го, когда начало теплеть. Всей большой компанией наловили больше десятка видов жужелиц, некоторых – во многих экземплярах. Небрий и Бембидионов Рома с Шоном собрали для анализа ДНК в спирт. Я для этих целей собрал дождевых червей: в ИциГе один товарищ ими занимается.

Ландшафт высокогорья – обычный для Южной Сибири: пустоши с камнями и баданом, плоские болотца с ручьями, усеянные синими и желтыми «анютиными глазками» алтайских фиалок, куртины кедров, снег. Фото воспоследуют когда-нибудь потом, когда интернет будет не такой худосочный. На склонах ближе к вершине – впечатляющие останцы-«жандармы».

Часов в 17, после обеда и еще одной небольшой дневной ловли (гораздо менее добычливой) пршли в лагерь. К обеду стало жарко, но это скорее заставило холодолюбивую биоту спрятаться, а не выгнало на поверхность новую. Зато на травку вылезли карабусы аж двух видов, хотя и банальных. Видели грифа, и Ромин сын Женя нашел огромное черное перо, см 70 длиной. Мы решили, что тоже грифовое. Жене 12 лет, он впервые в экспедиции, и ему очень нравится. Он энергично лазает по горам, с энтузиазмом собирает жуков. Около 7 вечера были в лагере.

Видели там ястребиную сову (Дэйв заснял ее) и вот сейчас я сижу и слушаю маралов из близлежащего маральника (такое рявканье) и бекасов, которые с характерным гудением пролетают надо мной.

Завтра планируем выезжать пораньше, собираемся ехать целый день и попасть в окрестности Усть-Коксы (гора Красная, точка 3 на моей карте). По дороге надеюсь отправить запись.