lubech (lubech) wrote,
lubech

Буреинский заповедник. Часть 5

Путешествие по Бурее вверх. Нарушители. Нет избушки! Коллеги Ленина. Бесславное возвращение.

В конце июля, пока еще стояли хорошие дни, мы решили отправиться вверх по Правой Бурее к заброшенному гидропосту (не тому, который упоминается во второй части, а еще к одному – который был вывезен с территории заповедника в начале девяностых в связи с организацией этой охраняемой территории, и находился выше слияния Правой и Левой Буреи километров на пять).

Диспозиция была такая. С Володей договорились, что он не поедет – у Великого стало хорошо ловиться на свет, и он целые дни проводил за разборкой уловов; мы впятером поднимаемся на лодке вверх сколько сможем, затем Саша едет домой, мы идем дальше пешком. Идти придется недалеко, хотя и по бурелому – километра 2-3. Там находим хорошего качества избу (Лаймонас был там года два назад – всё смотрелось очень прилично), в ней ночуем (палатку поэтому не берем), назавтра работаем в окрестностях (там какие-то будто бы степные участки и найдены растения, не известные для других частей заповедника), опять ночуем, послезавтра выходим, идем пешком, к вечеру добираемся до кордона. Однако, как предупреждал нас ещё Лев Толстой, наш великолепный план в духе «ди эрсте колонне марширт» самым жалким образом сдулся при столкновении с действительностью.

Сначала выяснилось, что лодка всех за один раз не увезет. Тогда посадили меня с вещами, а остальных троих решили везти другим рейсом. Поднявшись примерно на километр вверх, и не доехав еще и до слияния двух Бурей, обнаружили на косе две ярких капроновых палатки. Подъехали ближе – оказалось, это сплавляются водники, на двух плотах, в группе около 10 человек, в основном, школьники. (Через территорию Буреинского есть достаточно интересный водный маршрут для катамаранов или рафтов: надо приехать в поселок им. Полины Осипенко, оттуда несколько десятков км проехать на машине, несколько км пройти пешком (перевалить не помню уже какой хребет), затем сплавляться по Левой Бурее, далее просто по Бурее до Усть-Ургала. Там – на поезд. Занимает, говорят, дней 12.)

Делать нечего, надо приставать и писать протокол: быть без разрешения в заповеднике – это нарушение. Доброму Саше заниматься этим не улыбалось, однако, пропустить их просто так тоже невозможно. Сначала все же решили меня свезти вверх, но еще отсилы через километр стало понятно, что моторка выше не поднимется – фарватер в районе слияния рек замыло последним наводнением, а вода уже упала. Меня высадили на галечную отмель примерно в районе затопляемого березняка. Саша поехал за остальными, и чтобы вместе с Лаймонасом оформлять бумаги.

Часа через три лодка пришла. Протоколы составили – ничего особо неприятного ребятам не грозило, небольшой штраф (нужно было уведомить заповедник, что они собираются сплавляться, и тогда это обошлось бы им чуть ли не даром). Однако, времени заняло изрядно, и мы отправились в путь, который удлинился километра на три, только к обеду.

По прибрежным густым зарослям ивняка идти было невозможно, и мы поднялись на марь – сфагновое болото с кедровым стлаником и кривыми мелкими лиственницами. Так прошли несколько км, в том числе пришлось переходить узкую и глубокую долину ручья – притока Буреи. Всё было бы хорошо, но подходящий маршрутный рюкзак был только у меня. Диме Лаймонас из уважения отдал станковый (от него почти сразу же оторвалась лямка), а сам пошел с «пузыриком», который, будучи нагружен, занимал у него на спине горизонтальное положение, то есть, смотрел назад, чудом сохраняя в себе содержимое. У Ани был и вовсе маленький экскурсионный «рюкзак одного дня».

В общем, прошли мы этот ручей, потом еще один и вышли на мыс – излучину Буреи. По всем приметам, избушка должна быть за мысом и хорошо видна с воды. Пройдя насквозь мыс, избушку не обнаружили. На всякий случай Лаймонас обошел мыс еще и по берегу – ничего! По карте и по GPS-у мы уже прошли не семь километров вдоль берега, а гораздо больше. Следующий мыс еле виден, идти до него по крайней мере несколько часов. Времени седьмой час. Может быть, избушка и там, но дойдем мы туда по стланику и кочкарнику только к ночи, и попробуй найди ее.

Приняли решение возвращаться к ближайшему ручью и там становиться лагерем. Близ его устья мы видели ровный участок песка, метра на полтора выше уровня реки. Встать на ночевку было делом нетривиальным – палатку не взяли специально, а большой полиэтилен... забыли. Спальники, правда, были. Погода тоже была хорошая, днем даже стояла жара. Мы построили нечто вроде шалаша – срубили 4 рогульки (2 повыше, 2 пониже), на них положили по жерди, соединили их поперечными жердочками, сверху укрепили чуть ли не ботиночными шнурками четыре индивидуальных куска полиэтилена. Полиэтилен сверху прижали жердями с зелеными ветками. Получился навес на четверых, который должен был защитить от не очень сильного дождя без ветра. Памятуя о медведях (видели следы на песке, непосредственно вблизи), разожгли несколько антикомариных спиралей и развесили вокруг на всю ночь. Авось дым отпугнет.

Ночь прошла спокойно. Не потревожили ни животные, ни дождь (вроде бы моросил, но несущественно), ни наводнение – а то бы были как Ленин в Разливе, шалаш уже есть! После завтрака медленно тронулись в обратный путь, останавливаясь для сбора насекомых. Из интересного – видели высокий, метров 50, и заросший лесом утес, на котором долго ловили пауков, и небольшие озерца, скорее даже мочажины, в торфяниках, где удалось собрать стрекоз. На ручьях жужелиц практически не было, не сезон (что и неудивительно – конец июля). Аню укусил клещ. Надо сказать, это был первый и последний клещ, виденный нами в заповеднике, не только в прошлом году, но и в нынешнем – тут вам не Алтай, где клещей как грязи! Последствий от укуса не было.

Часам к шести вечера, измотанные ходьбой по болоту и жарой, возвратились на кордон, к немалому удивлению Саши и Великого, которые ждали нас только через сутки.

Вывод из этой истории – надеяться на избушки нечего, возникают одни сплошные неудобства, а нужно быть полностью автономными, как обычно в наших поездках и бывает.

(Лыжеплюс не работает, так что фото будут в следующем номере).
Tags: Буреинский, путешествия

• Первоапрельские шутки

Вечером две новости, и обе странные, и обе связанные с моей электронной почтой. Первая. mail.ngs.ru - "Городская почтовая служба", где у меня ящик…

• Говорят, в равноденствие

начинается новый год по некоторым календарям. У нашей семьи точно начался новый год, и новая жизнь с ним впридачу. Баба Лёля сломала бедро. Я…

• В этот день 7 лет назад

Как раз на днях получил и освоил служебный смартфон, а тут такой пост предлагает ЖЖ. Телефон Филипс я все же купил, но не тогда, а еще через три…