lubech (lubech) wrote,
lubech
lubech

Category:

Деревянная Тува - 4. Малые архитектурные формы

Это мой заключительный пост на тему о деревянном зодчестве Тувы.
Предыдущие посты по теме:

Часть 1. Деревянные дома: http://lubech.livejournal.com/61430.html
Часть 2. Кочевое скотоводство: http://lubech.livejournal.com/61444.html
Часть 3. Быт охотников и шишкарей: http://lubech.livejournal.com/61853.html



Наряду с деревянными домами, краалями, зимовьями, в Туве можно встретить множество "малых архитектурных форм", также сделанных из дерева, как из наиболее доступного материала. На первом снимке изображен молитвенный барабан, установленный в красивой беседке на главной площади Кызыла. В буддийской религиозной традиции заслуга создается не только, когда молишься сам, но и когда прокручивается лента с молитвой в особом барабане: приводимом в действие руками, как в этом, или в "молитвенных мельницах", движимых водой или силой ветра.

Наиболее частой малой архитектурной формой, пожалуй, является обО (иногда можно встретить написание "оваа").

Обо - это просто куча палок и камней, которую постепенно накладывают в каком-либо приметном месте - на перевале или у слияния рек. Обо на одном из перевалов хр. Западный Танну-Ола:

На обо принято оставлять небольшие жертвы: монетки, конфеты, сигареты. А также укреплять его, подкладывая в кучу новые камни или, как здесь - керосиновую лампу.

Обо на перевале через хр. Цаган-Шибету:


Кроме сакральных - почитание духов местности - у обо есть и утилитарные функции - они служат хорошими ориентирами, маркируя гребень перевала, или просто тропу, как на фото ниже:


Нередко на обо или около него привязывают жертвенные ленты - хадаки. Цвет хадака символизирует, ради чего приносится жертва.




Мосты - другая важная малая архитектурная форма. Многими дорогами пользуются редко, но мосты периодически подновляют:


Но часто ждут до последнего, пока еще хоть как-то можно пробраться на "Урале" или УАЗике:


Встречаются и чисто пешеходные мостики: на мелких речках с большим пешим "трафиком":


И даже деревянные дороги неподалеку от старых золотых приисков:


Способ переправы через серьезные реки - парОм. С берега на берег протягивают канат, к которому крепят баржу. Двигают ее вдоль каната лебедкой, моторкой или даже веслами. На фото - старая крепежная вышка для паромного каната.


Так сушат деревья на дрова - кольцуют.

Совсем не так, как на фото с загадочными надрезами из предыдущего поста: http://lubech.livejournal.com/55730.html

Не во всех местах Тувы легко найти мох, чтобы законопатить щели. Поэтому используют траву - свивают ее в жгуты и сушат на деревьях, чтобы скот не объел:


Еще в начале 2000 гг. самым ходовым автомобилем в тувинской глубинке был "Запорожец". Сейчас эти машины больше догнивают на приколе:


Колодец в Ырбане. Сзади видны снегоступы:


Курьезное фото. Сортир изнутри, мужской и женский вариант:


Tags: Тува, путешествия, фото, этнография
Subscribe

  • В этот день 13 лет назад

    ЖЖ нам подкидывает старые посты, написанные в тот же день года, что и сегодня. Вот и мне, например, подкинул. 2008 год. Удивительно, как этот пост,…

  • Нашел хорошее фото

    из рубрики "Запомните меня таким" Индия, Агра, апрель 2012

  • Хроники ковидлы 29 июня 2020

    Так народ постепенно и вошел в масочный режим, самоизоляцию и социальную дистанцию (интересно, откуда эти б**дские слова, почему не просто "соблюдай…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments