В моем 10 классе (в те поры это был выпускной класс) наша продвинутая школа активно принимала в себя либеральные веяния. Наши ребята ходили на митинги, большинство которых проводилось на центральной площади города совсем недалеко от школы (я думаю, метров 800) и не только там; особо любившие это дело товарищи ездили и за 30 км, в Академгородок). Одного товарища государственные "охранители" даже колотили головой "о трибуну" (на самом деле, о постамент памятника, сделанный из настоящего гранита: http://community.livejournal.com/punkpravoslavie/profile). Напомню, известный приказ Горбачева об ОМОНе появился чуть ли не в этом же году, плюс-минус полгода.
А товарищу, впрочем, стучанье пошло на пользу. Он сейчас живет в Калифорнии, как говорят одноклассники.ру - это не мой одноклассник, я учился на год раньше!
В нашей школе было принято в ту пору учить (кто хочет/кому хочется учиться - а в тот момент многим хотелось) разными новаторскими учебными методами. Некоторым помогало, как ученикам, так и педагогам. "Педагог-новатор" в те годы - это было круто! О них писали центральные журналы. (Одно время наша школа так и называлась: Авторская школа № ...
К сожалению, а может, к счастью, самый авторский записной дипломированный учитель, которую я впрочем до сих пор люблю, Эльвира Николаевна Горюхина (её еще недавно можно было найти в интернете, как видную защитницу сепаратизма, наподобие покойной Политковской), со второй половины 9 класса у нас перестала преподавать литературу. А жаль. Ее тогдашние уроки литературы я не променял бы в ту пору ни на что (разве что, на хорошую таблицу фауны шмелей Новосибирска с особенностями их поведения; да и то бы не променял, надеясь вычленить это сам, поскольку занимался этими вопросами).
Я получил свободное посещение. Это было счастье! Можно было ходить в школу не каждый день. Таких ребят у нас было, по-моему, 4 человека. Двое получили, по-моему, в натуре свободное посещение, а двое - только ряда предметов. Один нынче подвизается психологом в США (хотя всю жизнь любил физику), другой - физик в Долгопе, третий - программист в Москве, а четвертый - ваш покорный слуга.
Однако, приходилось присутствовать на нескольких обязательных предметах.
Английский язык - "потому, что школа у нас английская" (два раза в неделю... Или 4, черт, уже не помню, кажется, были сдвоенные уроки).
Я в это время имел обыкновение переводить врукопашную статьи про свою любимую экологию шмелей.
Ых. Столько бы энергии, как в школе тратилось, да на изучение английского. Причем, многие из нашего класса поступили на факультет иностранных языков в НГПУ, а выпускницы оттуда (не одноклассницы; лет на 6 пораньше) потом неплохо нас учили в университете;
Начальная военая подготовка - "потому, что она учит коллективизму", (раз в неделю. Мне было не жалко, потому, что она, во-первых, совпадала по дням с английским, а во-вторых, наш военрук, Петр Прокопьевич, умел устроить из занятий по военке настоящее шоу; его служебная заколка для военного галстука, подаренная им лично мне, у меня хранится до сих пор.
Да и многое другое полезное я от него перенял. Например, до сих пор умею виртуозно чистить кожаную обувь (кирзу не предлагать!).
И еще, в 10 классе были учения по гражданской обороне. Петр Прокопьич нам нашел нормальные противогазы: не эти, с хоботом, а наподобие хомяка: воздухоочистительные коробки были у щек. В них обежать школу с прилежащими территориями было удобно и даже приятно. Мы, естественно, были самые лучшие среди Железнодорожного района.
Когда-нибудь я опишу, как мы, под его руководством, участвовали в параде по случаю отмечания 70-летия советской власти в 1987 году. Это было весело! Не потому, что я советскую власть люблю, а потому, что почувствовал тогда, в том числе благодаря Петру Прокопьевичу, силу СКОЛОЧЕННОГО (термин из боевого устава Вооруженных Сил) колектива (это значит, что коллектив совместно уже выполнил некоторые задачи, и теперь, стало быть, сплочён.).
И физкультура, от нее я был все равно освобожден. Может быть, и зря. Наша школа была славна спортивными достижениями. Но я это дело очень уж не любил почему-то, особенно мне не нравился баскетбол, в который меня усиленно сватали. В детстве у меня был выдающийся рост, а сейчас - вполне нормальный - 182.
Как порядочному школьнику, пусть и имеющему право на свободное посещение (слово "экстернат" жестко изгонялось) мне полагалось, ясное дело, ходить на контрольные. Так что в школе я бывал 4, а то и 5 раз в неделю (хотя и не по полному учебному дню). Надобно помнить, что в те года было такое оппортунистическое постановление, что нельзя детей учить более 6 часов. У нас было примерно 5 с половиной (с 8.30 до 14.00, причем, с переменами). Сейчас, как говорят, столько часов учат четвероклассников.
В ту пору не было таких предметов, как ОБЖ, "История родного города", "Экология" и тому подобных штук. Зато ввели предмет "Этика и психология семейной жизни" (час в неделю; я был на паре уроков этого предмета, нич-ч-чево не помню).
В те годы я, кстати говоря, полюбил ходить на лыжах, а также бегать пешком кроссы, километров по 10-15. Эх, щаз бы так!
Продолжение в следующий раз!