lubech (lubech) wrote,
lubech

Поездка в Буреинский заповедник. Часть 2. Укус гадюки. 40 км вверх по реке. Бурея. Гидропост. Лов на свет.

Рано утром 22 июля за нами с Володей заехал Лаймонас с одним из инспекторов заповедника. Лаймонас, пряча правую руку, сказал: «Я вам помогать не буду, сегодня я инвалид». Я подумал, что он порезался, но было так:

Незадолго до этого Лаймонас поймал в заповеднике несколько гадюк. Перед отъездом он решил их обмерить и выпустить на исторической родине. Все шло гладко, он мерил змей и разговаривал с Димой, когда внезапно перестал держать одну из гадюк за голову, а схватил змею, наоборот, за середину. Гадюка, хотя и вялая, не замедлила этим воспользоваться, и впилась ему в кисть руки. Хотя он и отсасывал кровь, как написано в книжках, через несколько часов рука опухла почти до локтя наподобие поддутой резиновой перчатки, перестала гнуться и посинела. Забегая вперед, скажу, что опухлость эта прошла приблизительно через неделю, Лаймонас чувствовал себя хорошо (видимо, часть яда ему все же удалось отсосать), но не мог ничего делать этой рукой, так как пальцы не гнулись.

Мы погрузились в кузов-будку ЗИЛа-131 и поехали. Двигались от Чегдомына приблизительно на северо-запад почти три часа, проехав около 100 км. Конечным пунктом нашей поездки оказалось устье реки Тостах. Там находится место, гле лес, срубленный в ближайших окрестностях, перевозят по тросам с другого берега Буреи и грузят на лесовозы. Чтобы машины могли ездить бесперебойно, построена приличная грунтовая дорога, по которой мы и ехали.

Однако, это было только началом пути. Здесь нам предстояло грузиться на лодки. Несмотря на то, что с утра была солнечная погода, к 10-11 часам, когда мы доехали до Буреи, стало пасмурно и заморосил дождь. Было тепло, и влажный воздух, смешиваясь с ледяными воздушными струями над рекой, давал сильный туман, в котором скрывался противоположный берег.

Ширина реки в этом месте – всего метров около ста. «Наш», чегдомынский, берег пологий, противоположный – обрывистый, видны скалы метров по десять в высоту. Берега покрыты хвойным лесом – белокорая пихта, ель, немного кедра. Лесозаготовители, в основном, рубят, естественно, кедр. Фирма китайская, что неудивительно для Хабаровского края, но рабочие почему-то в основном украинцы.

Часа через два приехали три лодки, ведомые инспекторами заповедника. Две обычные дюралевые «Оби», а одна – длинный, метров семи, чёлн, с широкими бортами и гораздо большей вместимости. Такой чёлн хорошо идет по мелководью, цепляя за дно не мотором, а днищем. Зато он зарывается носом в волны и менее устойчив.

Стали грузиться. Нас ехало пять пассажиров (Лаймонас, я, Володя, Дима и Димина дочка Аня), а везли мы с собой килограммов 200-300 груза, поскольку, кроме личных вещей и снаряжения, брали с собой продукты минимум на три недели. Для того, чтобы ехать в лодке, надо было тепло одеваться – несколько часов предстояло провести в неподвижной позе при температуре градусов 10, а может быть и холоднее. Болотники, кальсоны, брюки, сверху штаны из прорезиненного капрона, футболка, энцефалитка, свитер, синтепоновая куртка, непромокаемая куртка с капюшоном – в таком наряде человек уже движется скованно, а носить грузы через воду к лодкам способен только обливаясь потом. После того, как тронулись, лодки пришлось два раза облегчать: вверх по довольно сильному течению они могли подниматься только со скоростью пешехода, и не хватило бы никаких запасов бензина, чтобы добраться до места.

Наконец, часа в три дня окончательно поплыли. Мы ехали вдвоем с Лаймонасом в «Обяшке», управляемой егерем. Большую часть груза положили в чёлн, в который уселся Володя, напоминая в своем конусообразном плаще с прорезями для рук огромную зеленую моль. Дима с Аней сели в еще одну «Обяшку».

Ехали часа четыре, за которые успели подняться километров на 40. Большую часть времени приходилось наваливаться вдвоем на нос лодки, чтобы приподнять корму – река довольно сильно обмелела. Дорога довольно скучная, деревья почти вплотную подступают к берегу реки. По сторонам долины небольшие сопки, также полностью покрытые лесом. Относительное превышение сопок над урезом воды метров 200. Проходили крупные притоки Буреи – Правый и Левый Усомах, Усмань. Кое-где по берегу – галечниковые отмели-«косы», в русле реки кое-где – острова, покрытые ивняком. У берегов и на таких островах – много поваленных половодьем деревьев.

В восьмом часу вечера остановились на ночлег. Солнце почти село, и в тумане мы увидели металлический трос, натянутый поперек реки на высоте метра 3-4. В этом месте и пристали. Здесь находится гидрологический пост, а трос – часть прибора для измерения уровня воды. Поднявшись выше на берег, увидели несколько домиков и крытую веранду. Рядом стояли метеорологические приборы – дождемер наподобие гигантской ромашки, и флюгер. Осмотревшись, обнаружили прорубленную в редком сосняке на моховом болоте вертолетную площадку, а чуть ниже по течению – полуразваленный сруб, который снесло каким-то давним паводком. Гидропост в этом году не функционирует – нет людей, но в прошлом году работал, возможно, будет работать и дальше. Сейчас база используется сотрудниками заповедника для таких вот ночевок в пути. Избушки в хорошем состоянии, есть дрова, утварь.

Разгрузив лодки, стали стряпать ужин на дровяной плите и готовиться к ночлегу. Володя пожелал опробовать генератор и половить насекомых на свет и вызвался ночевать не в избушке, а на веранде, под пологом.

Генератор «Хонда», как и лодочный мотор, работает на бензино-масляной смеси. Мощность на выходе по выбору 150 или 300 ватт. На ночь надо литра три бензина, правда, высокооктанового. Перед отъездом с трудом достали в Чегдомыне 96-й. Весит машинка немногим более 10 кг, и хороша именно для путешествующего энтомолога. Для лагерных нужд генератор слабоват, чаще выпускаются возимые на машине (килограммов 20), мощностью 0,5 или 1 киловатт. Володя за ночным ловом запечатлен на фото: http://www.photosight.ru/photo.php?photoid=591569

Повесили белую клеенку, разожгли лампу. Бабочки летели хорошо. Особенно много было зеленых пядениц и медведиц кайя, прилетело, наверно, до сотни тех и других. Комаров же практически не летело. Понаблюдав за Володиной работой, легли спать, рассчитывая завтра к обеду быть на кордоне.
Tags: Буреинский, путешествия

• Нашел хорошее фото

из рубрики "Запомните меня таким" Индия, Агра, апрель 2012

• Хроники ковида (сегодня и всегда)

Вернулся из Питера. Ну что сказать. Во-первых, радуют цены на авиабилеты, о чем я уже писал. 22.09 улетели обратно за ту же цену, что и платили…

• Реальная польза от ковида

Купили с матушкой вчера билеты в СПб на 25 августа. Нормальные билеты, с возможностью замены, с 10 кг ручной клади. Без багажа, правда. 17,5 тысяч. В…