lubech (lubech) wrote,
lubech

Часть 2. Пешком за жуками по Центральному Алтаю

Из Усть-Каменогорска, получив пограничный пропуск, мы поехали в Катон-Карагай. Пропуск нужен, чтобы находиться вблизи китайской границы; для россиянина его делают около месяца; в нем указаны населенные пункты, которые товарищ собирается посетить - указывать надо, естественно, с запасом; пропуск дается на месяц; чтобы его оформить, нужно либо лично заранее приехать в Казахстан, либо обратиться к надежным людям; могу порекомендовать очень приличную контору. Катон-Карагай немного южнее и сильно восточнее Усть-Каменогорска. На машине ехать 5-6 часов, километров 400.
Дорога достаточно интересная. Надо сначала переправиться через Бухтарминское водохранилище (есть два пути - по мосту или на пароме), затем долго двигаться вдоль хребта Сарым-Сакты (он весьма привлекателен для туристов - приличные высоты, до 3500 м, и доступен с шоссе во многих местах). Наконец, под вечер мы приехали в Катон-Карагай. Гостиницы там не оказалось, поэтому ночевали в светлом березовом редколесье, как будто созданном для пикников, на предгорной равнине Сарым-Сакты. Воды не нашли, поэтому за ужином и завтраком пили полбутылки новосибирской минеральной воды "Карачинская", которая у нас сохранилась. Зато не тратили время на приготовление горячей еды.
Наутро отправились в национальный парк, чтобы оформить пропуска на его территорию и разрешение на сбор насекомых. Из леса пришлось идти довольно-таки долго, километра три. Когда мы подошли к главной площади поселка (пешком, с большими рюкзаками), к нам сразу устремились таксисты, с криками: "Вот это настоящие отдыхающие!" Их предложения, однако, не отличались дешевизной, даже по российским меркам. Но таксистов опередил полицейский в штатском, который немедленно отвел нас к инспектору миграционной полиции (в Казахстане такой инспектор есть в каждом поселке). "Мухаммед! Я тебе еще туристов привел!".
Мухаммед подробно записал данные наших паспортов, миграционных карт (расстроился, что уже отметили в Эскемене), командировочных удостоверений, служебных пропусков, ну и, ясное дело, пограничного пропуска, одного на две фамилии, который мы получили с таким трудом и за немалые деньги. Предложил нам, если что, разбивать палатку на территории полицейского участка, но мы вежливо отказались.
Тут я почувствовал - по шее у меня кто-то ползет. Хватаю - клещ! Ну, дело привычное (http://lubech.livejournal.com/2890.html), тем более, еще не впился. Пустил я его в полицейском участке погулять, жаль, что через барьер не смог перекинуть. А Мухаммед уже говорит - давайте, я вас сам отведу в национальный парк. Ну, ладно, пошли, тем более, поселок большой.
В нацпарке мы, к сожалению, не застали научников, которые уехали работать в поля. Туристические же деятели нам очень обрадовались, но сказали с беспокойством: мы можем вас оформить как туристов, но ведь вам придется заплатить по 206 тенге (примерно 45 руб.) за каждый день пребывания в парке! Оно бы и можно было, но нафиг надо, мы з Дуткином всю жизнь работали на охраняемых территориях наоборот, с поддержкой, не обязательно, впрочем, материальной! Да и не только в этом дело, будет нельзя легально собирать жЫвотных.
Решили ждать, пошли гулять около Катон-Карагая. Вот такие там предгорные степи с довольно сильным выпасом:

Вернувшись, обнаружили, что научники уже приехали. Хотя они и не получили наше письмо, нам, тем не менее, очень обрадовались - тем более, что Дудкин сразу же определил юной штатной энтомологине нацпарка всех ее жуков. Товарищи сразу же выписали нам пропуск на территорию парка, да и более того, нас сразу пригласили ночевать, и даже в баню. И еще сверх того - пообещали забросить нас назавтра до гор машиной (обломитесь, дурацкие таксисты!) В общем, вечер был отличный.
Забросили нас до поселка Верх-Катунь (почему он так называется - бог весть; до Катуни километров 50 по конным тропам, а до ее верховий - и ещё гораздо больше). Оттуда мы уже двинулись пешком:

Хребет Листвяга интересен тем, что между высокогорными вершинами (по-сибирски, гольцами; голый - потому что там уже нет леса: он кончается в наших краях после 2 км высоты) - довольно глубокие понижения, которые способствуют изоляции нивальных (связанных со снежниками и каменными россыпями - курумами) видов жужелиц друг от друга. Такая изоляция начала действовать всего несколько тысяч лет назад, когда кончилось последнее оледенение. То есть, видообразование можно наблюдать прямо переходя с горы на гору: на одной горе вид один, а всего в 10 км, на другой вершине - уже другой! В этом и была задумка нашего похода.
Первая гора, на которую мы начали подниматься, называлась Салкын-Шокы (в слове ШОкы - ударение на первый слог). Ее высота - примерно 2400 м, ничего выдающегося для Алтае-Саянской горной страны. Вот вид со склона, в полгоры, в сторону России (на север, значит):

(панорама из 5 вертикальных кадров).
На склоне горы растения только пускаются в рост - здесь еще весна. Эти торчки, обладающие, как видно, немалой жизненной силой - чемерица. Не нужно ее путать с черемшой: чемерица ядовита, и чемеричная вода - популярное средство от вшей и блох. Наши предки делали из нее даже отраву на волков.

Растут на горе и полезные растения. Например, алтайский ревень. В конце 18 - начале 19 века П.-С. Палласа, К.Ф. Ледебура и прочих великих ботаников, изучавших Азию вообще, и Алтай в частности, обязывали изыскивать места богатого произрастания ревеня (стратегическое сырьё!), поскольку он считался тогда панацеей от всех болезней, вроде как сейчас жожоба или, скажем, эхинацея или золотой корень. На самом деле, он просто вкусный:

Совсем не съедобно, зато красиво - сон-трава, или прострел, в контровом освещении:

Впрочем, за этим замечательным цветком на нужно ехать в высокогорья - его много по всей Южной Сибири, на степных склонах.

Рубеж мая и июня - не лучшее время, чтобы ходить по Центральному Алтаю - много снега. Мы пошли так рано, поскольку у нас была специальная задача - собрать виды жужелиц, любящие суровые высокогорья. Флору или, скажем, дневных бабочек (а хоть бы и ночных, исключительно можно собрать виды ранней весны, которых мало), вы в это время не соберете. Поезжайте недели на две-три позже.
Трудно переходить через снеговые поля. Снег тяжелый, мокрый, при этом наст не держит, мы уже падаем:

Попадались нам и позвоночные животные. Вот наполовину перелинявшие белые куропатки (буду рад, если орнитологи уточнят название):

Мы уже взобрались на вершину Салкын-Шокы. Надо сказать, на зря! С нее, например, можно видеть легендарную гору Белуха (4506 м н.у.м.), которая в полтора раза выше даже довольно солидных гор Катунского хребта Алтая. Отсюда до нее километров 70. А что уж там говорить про некоторых, которые считают, что ее созерцание для кармы и чакры необыкновенно полезно!

(две вершины Белухи - как раз над крестом обрушенного тригопункта. И под ним я обнаружил пару бутылок балтики-тройки. Я понимаю - нашел бы баттлы из-под коньяка или водки (от водки, впрочем, нашел одну, гораздо старше)! Но тройка! Ведь это же - Казахстан! Там же своё пиво отличное! Куда катится мир!)
Лагерь у нас стоял немного ниже, и я дошел до вершины Салкын-Шокы уже перед заходом солнца. Можно вид на Белуху посмотреть и поближе:

Ужасно хотелось скатиться по этим снежникам, как по ледяной горке. Однако, ничего у нас не вышло. Штатная хоба-сидуха не скользит, одежда - тем более. Полиэтилен было жалко, боялись - порвется.

Назавтра погода ухудшилась. На северный (российский) склон было заходить бесполезно - весь в снегу. Зато на южном мы поймали разных жЫвотных. Вот типичный для гор Южной Сибири вид жужелиц - Pterostichus schroederi:

Спустились с Салкын-Шоков вниз по жутко крутому ущелью (под тяжелым рюкзаком - более 30 кг - я думал, что у меня отстегнутся ноги; однако нет - просто заболели). Мы надеялись, что пологая часть ущелья будет легко проходима. Не тут-то было!

Ущелье забито снегом, а под ним ревёт река! Опасно идти! Можно провалиться метра на 4 через снежную толщу в ледяную воду! Довольно быстро в таких условиях человек кончается от переохлаждения. Пришлось идти по склонам. Видите, какие они крутые!

Однако, не зря мы сюда залезли! Дуткин поймал исключительно редкого для Казахстана жука: Carabus imperialis, занесенного в Красную книгу страны (к сожалению, у меня есть только фото из коллекции):

Потом, долго ли, коротко ли, мы, наконец, спустились в долину, до 1800 м. А там уже живут нормальные жЫвотные. Вот, например, жук-майка Meloe proscarabaeus:

Было это 30 мая - 2 июня 2006 года.