lubech (lubech) wrote,
lubech
lubech

Categories:

Теперь всё можно рассказать. Наш учебник



У меня появился скан учебника зоологии для 7-8 классов, который мы напечатали в 2000 г. в издательстве "Просвещение". Учебник во многом устарел, но я считаю, что доведение его до всеобщего сведения принесет пользу на фоне сегодняшнего изобилия (а на самом деле - безрыбья) учебных пособий для школьников.

На Google Drive: https://drive.google.com/file/d/0ByMxTieqKddfajVBMS0tcFd1cmc/view?usp=sharing

<s>На Яндекс-диске: https://yadi.sk/i/yFh4bgvmszmjs</s> Ссылка больше не работает.

Предисловие:

В издательстве "Просвещение" выходит новая серия учебников по биологии для средней школы. Все учебники написаны авторами из Новосибирского университета и институтов Сибирского отделения РАН. Уже увидели свет первые две книги серии – учебник ботаники для 6-7 классов и зоологии для 7-8 классов. Остальные книги серии: учебник физиологии человека для 9 класса и общей биологии для 10-11 класса выйдут в свет в 2000 году. Все книги отличает возможность обучения по ним на разных уровнях подробности.

И.И.Любечанский, О.Г. Березина, Е.Л.Завьялов, Е.А.Кизилова
Биология: Животные. Учебное пособие для 7-8 класса общеобразовательных учреждений.
Под редакцией акад. В.К.Шумного, Г.М.Дымшица, Л.В.Высоцкой.
М., Просвещение, 2000. 283 с.

Новый учебник зоологии – не совсем обычный. Мы попробовали объединить в нем два подхода к изучению мира животных. В первой части книги мы попытались дать общий очерк разнообразия животного мира. Во второй части мы представляем основные функции, которые необходимы для обеспечения жизни организма животного.
Нам кажется важным, чтобы ученик представлял себе простейших не только по строению амебы, кишечнополостных - по гидре, членистоногих - по речному раку, а насекомых - по майскому жуку. Биологическое разнообразие - одно из ключевых понятий современной науки о живом и этики отношения современного человека к природе. Одна из задач нашего учебника - показать, что виды животных - как наиболее известные и привлекательные, так и самые невзрачные - в равной мере достойны нашего внимательного, заинтересованного и доброжелательного отношения. Поэтому основной упор в части "Разнообразие животных" сделан на беспозвоночных.
Неисчислимое разнообразие и громадное значение беспозвоночных в жизни человечества делают этих живых существ не менее достойными изучения, чем традиционных "любимцев" школьных зоологических учебников - позвоночных. Кроме того, литература о зверях, птицах, рыбах гораздо более доступна как ученику, так и учителю - от учебников и учебных пособий до прекрасных научно-популярных книг. Мы хотим надеяться, что настоящий учебник послужит путеводителем (для кого-то одним из многих, для кого-то - первым) по этому загадочному и непостижимому миру.
Вторая часть книги, "Функциональная биология животных", не менее важна для изучения, чем первая. Для того, чтобы жить, организм любого животного должен обладать определенным набором функций и свойств. Он дышит, питается, передвигается, реагирует на воздействия внешней среды, защищается от ее вредного влияния, выделяет продукты обмена веществ, растет и размножается. Традиционно при изучении каждого нового раздела животного мира этот набор дается каждый раз заново. При таком подходе учащемуся очень трудно сформировать целостное представление о свойствах живого, о том, как работает организм животного, и в конечном итоге, о единстве живого мира. Наряду с синтетическим представлением о живом, вторая часть нашего учебника готовит ученика к познанию кровно близкого нам вида - нашего собственного. Важно и то, что при функциональным подходе к изучению животных идея их единого происхождения и развития воспринимается органически и естественно. Тем самым человек не отделяется непреодолимым барьером от других представителей живого и этика благоговения перед жизнью не кажется оторванной от действительности философией "мухолюбов-человеконенавистников" или вызывающих смех жюльверновских "кузенов Бенедиктов".
Мы сознаем, что перед авторами школьного курса зоологии стоит особая задача - с одной стороны, познакомить детей с основами науки, с другой - как можно более полно проиллюстрировать эти основы фактическим материалом. Отдельно взятая "функциональная" часть нашей книги не дает возможности за набором функций увидеть конкретное животное. С другой стороны, одно лишь изучение многообразия животных подобно созерцанию узоров в калейдоскопе. Таким образом, нельзя изучать одно вместо другого. При разработке плана учебника вопрос стоял так: одно вместе с другим или одно после другого? Мы решили вначале дать подробный и по возможности всеохватывающий обзор разнообразия животного мира, и лишь затем упорядочить полученную учеником сумму знаний о животных представлением о системе основных жизненных функций.
Методическое значение функционального подхода к изучению зоологии в том, что он превращает ее из описательной, статичной науки прошлого в более строгую дисциплину со своими законами, пользуясь которыми, ученик может понять и истолковать многое, что ему предстоит узнать. Комплекс зоологических наук бурно развивается и в наши дни. Это развитие идет не столько количественно, сколько качественно. Чтобы не затеряться в этом ошеломляющем многообразии, необходим некий инструмент, которым, по нашему мнению, и может послужить функциональный подход.
Этот подход не является чем-либо новым и традиционно проводился в отечественной зоологии. В этом отношении нельзя не назвать классический труд В.Н.Беклемишева "Основы сравнительной анатомии беспозвоночных". Подобным образом построены и многие школьные учебники общей биологии, вышедшие недавно на русском языке (Кемп, Армс, 1988; Грин, Стаут, Тейлор, 1990).
В качестве основы для построения настоящей книги нам послужил вышедший в 1992 году учебник для младших курсов вузов Р.Барнса, П.Кейлоу и других "Беспозвоночные. Новый обобщенный подход". Мы остановились на нем, так как в этой книге разделы о разнообразии животного мира и о его функциональной биологии имеют примерно одинаковый вес. Другая большая удача авторов указанной книги - беспристрастность в отведении места для материала и о хорошо известных группах животных, и об экзотических, которые порой даются в зоологических учебниках мелким шрифтом - мелких типах червеобразных животных (сипункулиды, эхиуриды), морских пауках и др. Вместе с тем, эта книга рассчитана на продвинутого читателя - на студента, который уже прошел базовый курс зоологии беспозвоночных, имеет представление обо всех основных типах животных, о зоологических терминах, об эволюции живого мира.
Выстроенный указанным образом сокращенный курс зоологии читается нами для школьников уже в течение нескольких лет в Воскресной биологической школе Новосибирского государственного университета.
Фактический материал раздела школьного учебника, посвященный разнообразию животных, должен быть, во-первых, дан подробно, во-вторых, должен быть эмоционально окрашен, поскольку лучше всего запоминаются именно факты, не укладывающиеся в общую схему. Поэтому наш раздел о биоразнообразии порой обращается к "Жизни животных" А.Э. Брэма и к другой научно-популярной литературе. В функциональной же части мы старались дать лишь базовые понятия физиологии животных и поэтому раздел может показаться излишне сухим. Чтобы избежать этого, мы включили в текст этой части довольно много примеров и приложений.
О структуре учебника.
Программы биологии в различных школах сильно различаются. Поэтому мы постарались организовать материал в обеих частях учебника так, чтобы каждый читатель смог выбрать для себя уровень изучения или подачи материала. Для этого весь материал учебника разделен на три уровня.
Первый (базовый) уровень изучения подразумевает минимальную, необходимую каждому ученику сумму знаний. Материал первого уровня наиболее велик и охватывает самые известные и практически важные группы животных в первой части и простейшие "функциональные" разделы - во второй. В учебнике он дан наиболее крупным шрифтом.
Второй уровень изучения добавляет к первому некоторые главы и параграфы, содержание которых охватывает знания и умения ученика после овладения традиционным школьным курсом зоологии. Этот уровень достаточен, например, для сдачи школьных выпускных экзаменов по биологии. Текст этого уровня дан в учебнике шрифтом среднего размера.
Третий уровень изучения включает весь материал учебника, в том числе и приложения. Он предназначен для учеников, глубоко интересующихся биологией, для изучения в профильных биологических классах и школах, для занятий в кружках и для подготовки к экзаменам в вузы. Материал, относящийся к третьему уровню, дан мелким шрифтом.
Предлагаемая авторами принадлежность материала ко второму или третьему уровню изучения обозначена в тексте учебника звездочками (соответственно, две, **, или три, ***), разным шрифтом и полями. При необходимости учитель может сам выбирать свой путь в подаче материала учебника, перераспределяя уровни изучения согласно своему педагогическому опыту, количеству имеющихся учебных часов, общему уровню подготовленности класса и т.д.
Материал учебника разбит на введение, две части, 25 тематических глав, в большинстве из которых для удобства подачи материала выделены параграфы. Материал одного параграфа примерно соответствует одному уроку. После каждого параграфа, а иногда и непосредственно в тексте, приводятся контрольные вопросы, уровень сложности в которых обозначен звездочками. Большинство приведенных вопросов - "олимпиадного" характера, рассчитанные на применение всех знаний школьника и умение сопоставлять известные ученику факты не только из разных разделов учебника, но и относящиеся к разным учебным предметам.
Наиболее важные термины и понятия выделены в тексте курсивом. Соответствующие им определения (более трехсот) можно найти в словаре терминов и понятий в конце книги.
Учебник содержит более 150 цветных иллюстраций, схем и фотографий.


Оглавление:



Введение -- 1.
Зоология - наука о животных -- 1.
Система природы -- 4.
Бактерии, растения и животные - чем они отличаются? -- 5.
Вниз по ступеням системы природы - от типа до вида -- 6.
История жизни на Земле - эволюция -- 7.

Часть 1. Разнообразие животного мира.
Глава 1. Подцарство Простейшие -- 11.
1.Общий обзор простейших -- 11.
2.Тип Корненожки и жгутиконосцы -- 13.
3.Типы Споровики и инфузории -- 16.
4.Значение простейших -- 18.

Глава 2. Переход к многоклеточности. Тип Губки -- 21.
1. Переход к многоклеточности – 21.
2. Тип Губки -- 23.

Глава 3. Тип Кишечнополостные -- 26.
1.Общие особенности кишечнополостных -- 26.
2.Разнообразие кишечнополостных -- 28.

Глава 4. Тип Плоские черви -- 31.
1.Общая характеристика типа. Класс ресничные черви (планарии) - описание и внутреннее строение -- 31.
2.Внутреннее строение ресничных червей (продолжение) -- 34.
3***.Разнообразие ресничных червей -- 36.
4. Другие классы плоских червей. Класс сосальщики (трематоды) -- 38.
5. Класс ленточные черви, или цестоды -- 41.

Глава 5. Тип Первичнополостные черви (нематгельминты) -- 45.
1. Тип первичнополостные черви: внешнее и внутреннее строение. Класс Нематоды. – 45.
2. Внутреннее строение нематод (окончание). Разнообразие нематод: свободноживущие нематоды -- 47.
3. Паразитические нематоды -- 50.
4. **Другие типы червеобразных организмов – 51.

Глава 6. Тип Кольчатые черви -- 54.
1.Общая характеристика кольчатых червей -- 54.
2**. Класс Многощетинковые кольчатые черви , или полихеты -- 57.
3.Класс Малощетинковые кольчатые черви, или олигохеты. – 60.
4**.Класс Пиявки -- 62.

Глава 7. Тип Моллюски -- 64.
1.Общие особенности моллюсков -- 64.
2.Разнообразие моллюсков -66.
3. Происхождение и значение моллюсков – 70.

**Глава 8. Тип Иглокожие -- 73.
1.Общий обзор иглокожих -- 73.
2. Разнообразие иглокожих -- 75.

Глава 9. Тип Членистоногие -- 79.
1.Главные особенности типа членистоногих -- 79.
2.Подтип Хелицеровые -- 80.
3.Клещи -- 83.
4.Подтип Жабродышащие. Класс Ракообразные -- 85.
5.Низшие раки -87.
6.Высшие раки -- 89.
8.Общая характеристика подтипа Трахейнодышащие -- 92.
8.Класс Насекомые -- 94.
9.Самые древние насекомые – ногохвостки, щетинохвостки, стрекозы -- 98.
10.Прямокрылообразные -- 100.
11**.Клопы и близкие к ним группы -- 103.
12.Насекомые с полным превращением. Отряд Жуки -- 105.
13.Отряд Чешуекрылые, или бабочки -- 108.
14.Отряд Двукрылые, или мухи -- 112.
15.Отряд Перепончатокрылые -- 114.
16.Происхождение и эволюция членистоногих – 117.

Глава 10. Главные особенности типа Хордовые. Подтип Бесчерепные -- 119
1. Общая характеристика типа Хордовые – 119.
2. **Подтип Бесчерепные (ланцетники) – 121.

**Глава 11. Подтип Личиночнохордовые, или Оболочники -- 123.

Глава 12. Главные особенности подтипа Позвоночные Класс Круглоротые -- 126.

Глава 13. Надкласс Рыбы -- 128.
1.Главные особенности, значение и происхождение рыб. – 128.
2.**Класс Хрящевые рыбы -- 131.
3.Класс Костные рыбы -- 134.
4.Подкласс Лучеперые рыбы -- 135.

Глава 14. Класс Земноводные -- 163.
1.Общие особенности и происхождение земноводных -- 138.
2.Разнообразие земноводных -- 140.

Глава 15. Класс Пресмыкающиеся -- 144.
1.Главные особенности пресмыкающихся. Отряды Черепахи и Клювоголовые. -- 144. 2.Отряды Чешуйчатые и Крокодилы -- 147.
3. Происхождение и историческое развитие пресмыкающихся – 152.

Глава 16. Класс Птицы – 154

Глава 17. Класс Млекопитающие, или звери -- 163.
1. Главные особенности, происхождение и значение млекопитающих – 163.
2. Отряды Однопроходные и Сумчатые -- 165.
3. Высшие звери, или плацентарные млекопитающие. Отряды Насекомоядные и Рукокрылые -- 167.
4. Отряды Ластоногие и Китообразные -- 170.
5. Отряды Грызуны и Зайцеобразные. – 173.
6.Копытные и Мозоленогие -- 176.
7.Отряды Хищные и Приматы. – 180.

Часть вторая. Функциональная биология животных. – 184.
Введение – 184.
Глава 18. Питание и пищеварение животных – 185.
1.Введение. Питание одноклеточных животных. Питание многоклеточных животных. Детритофагия (питание органическими остатками); Животные-фильтраторы –185.
2.Детритофагия (окончание); Животные - потребители осадков, наземные детритофаги, копрофаги – 188.
3. Питание растительной пищей – фитофагия -- 190.
4. Позвоночные животные – фитофаги – 193.
5. Животные, питающиеся другими животными – 194.
6. Пищеварительная система животных -- 197.

Глава 19. Защитные системы. – 198.
1.Защита от хищников. – 198.
2. Защита от болезней. – 200.
3. Покровы позвоночных животных. – 203.

Глава 20. Дыхание и газообмен; кровообращение – 206.
1. Механизм дыхания. Перенос газов и роль в нем кровеносной системы. Органы дыхания беспозвоночных -- 206.
2. Эволюция дыхательной и кровеносной систем --208.
3. Дыхание позвоночных -- 212.
4. Кровеносная система позвоночных -- 216.

Глава 21. Выделение. – 219.
1. Основные функции выделительной системы. – 219.
2. Строение выделительной системы у беспозвоночных животных – 220.
3. Органы выделения позвоночных животных. – 223.

Глава 22. Передвижение животных. Опорно-двигательные системы.– 224.
1. Введение; пассивное передвижение. Основные механизмы активного передвижения: амебоидное движение; движение с помощью жгутиков и ресничек; движение с помощью мышц. – 224.
2. Скелет. Двигательная система иглокожих. – 227.
3. Опорно-двигательная система позвоночных. – 229.

Глава 23. Координация и регуляция (Нервная система) --234.
1. Принципы устройства и работы нервной системы. Разнообразие нервных систем – 234.
2. Нервная система позвоночных. – 238.
3. Рецепторы. – 240.

Глава 24. Размножение -- 243.
1. Бесполое и половое размножение -- 243.
2.Конъюгация, партеногенез, гермафродитизм. --245.
3. Цикличность размножения -- 246.

Глава 25. Индивидуальное развитие– 247.
1.Оплодотворение. Начало развития –247.
2.Как одноклеточная зигота становится многоклеточным зародышем. Дробление. -- 250.
3. Внезародышевые оболочки -252.
4. Стадия личинки. Метаморфоз -- 254.
5. Живорождение -- 257.

Приложение.
1. Словарь терминов с указанием страниц, где о них говорится -- 260.
2. Оглавление – 273 – 277.
Tags: воспоминания, графомания, животные, звери, общественное, птицы
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 15 comments